Хатха-йога (Тарака-йога) в Традиции натхов

Очень странно. А если он, например, учился в определённой школе, а в расписании клуба значится «Хатха-йога», это значит, что он обманывает?3 май 2011, 23:39 #

Похожие тексты:

Шивананда-йога в традиции дашанами-санньясыПределы трансформации самосознания методами современной хатха-йогиВосточные элементы в творчестве Рерихов и в рериховском движенииЛекция 7. Ваджраяна (тантрический буддизм)Очерки индийской философии XIX-XX вековМетоды духовного поиска в индийских традицияхПостфактум и постскриптум ведической жертвенностиПредставление о тождестве в индуистской тантрической философииПонятие «вичары» в хатха-йоге и адвайта-веданте: современные практические интерпретацииБытие Хайдеггера и Брахман Упанишад, Бхагавадгиты и Шанкары

Хатха-йога — часть классической йоги

Хатха-йога является частью классической (или аштанга) йоги и включает в себя первые четыре ступени классической йоги – Яму, Нияму, Асану и Пранаяму.

Сразу следует отметить, что существуют некоторые расхождения в трактовке терминов. Иногда классическую йогу называют общим названием — Раджа-йога (царская йога),  иногда разделяют  на две самостоятельные части – Хатха-йогу и  Раджа-йогу. Мне кажется, что разделение на две части более правильное, поскольку имеются значительные отличия в назначении и задачах решаемых каждой из этих частей. Лишнее подтверждение тому тот факт, что в индийском обществе Хатха-йогой разрешалось заниматься всем, а Раджа-йогу имели право практиковать только представители высших варн – кшатрии и брахманы.

В настоящее время хатха-йога достаточно популярна во всем мире и имеет много поклонников. Существует много различных школ и направлений, особенно в странах Запада, восточной Европы и России, куда йогу принесли миссионеры. Это закономерно, т.к. философия и практика йоги ложилась на культурные традиции различных стран и народов. Существенную лепту в этот процесс внесло бурное развитие психологи, особенно психологические направления новой волны, такие как ребёфинг, НЛП,  холотропное дыхание и др.  Одновременно эти практики позволяют глубже понять заложенные в йоге возможности развития человека.  Это говорит о том, что йога – системе живая и развивающаяся. 

Надо сказать, что интерес к йоге не случайный. Считается, что исконно йога — это часть славяно-арийского мировоззрения, которая была принесено ариями в Индию, сохранилась там и получила  дальнейшее развитие. Можно сказать что йога — не новое учение для многих стран, а скорее возврат к традиционным древним знаниям.

Читайте также:  Хатха-Йога для начинающих: комплекс первых асан

Чаще всего  в странах Запада, Европы и России встречается  практика  Асаны и Пранаямы. Такую практику  многие считают хатха-йогой  или  йогой вообще.  Скорее это можно назвать  физкультурой на базе йоги.

Хатха-йога - часть классической йоги

Постараюсь пояснить разницу между обычной физкультурой и йогой.

Сразу оговорюсь, что практика асан и пранаям часто даёт много положительных эффектов: развитие силы, выносливости и гибкости тела, укрепление и оздоровление организма в целом, увеличение способности к концентрации внимания и сосредоточению, и  др. Часто, однако, не всегда только это.  Бывают побочные эффекты.

Если при занятиях физкультурой человек применяет естественные нагрузки  для тренировки физического тела, то при практике асан и пранаям значительное влияние оказывается непосредственно на тонкие тела. Далеко не все способны сразу увидеть  или ощутить это влияние. Как правило, это становится заметно со временем и, чаще всего, по косвенным признакам. Поэтому занимаясь йогой, следует соблюдать ряд правил при подборе упражнений.  При неправильном или случайном подборе возможны значительные нарушения равновесия энергетической системы человека.  Это может привести к проблемным изменениям в  качествах личности и во взаимоотношениях с внешним миром.

Тем, кто решил заняться йогой или уже занимается, хочу напомнить, что йога предполагает буквально постепенное развитие, т.е. по ступеням или по уровням.  Начинать, конечно, желательно с первых ступеней – Ямы и Ниямы.

Отработка принципов Ямы предполагает постоянное соблюдение по отношению к себе и внешнему миру определённых нравственно — этических норм. Отработка принципов Ниямы предполагает наработку волевых качеств и соблюдение дисциплины. Такая практика способствует уравновешиванию энергетической системы человека, целенаправленному саморазвитию, гармонизации отношений с миром. Кроме того, постоянное соблюдение принципов Ямы и Ниямы будет выполнять  роль сигнальной системы – если при работе с энергиями на последующих ступенях йоги что-то пойдёт не так, человек легко это заметит и сможет принять меры.

Читайте также:  Йога для плоского живота: топ-10 эффективных асан

Роль физических упражнений в хатха-йоге

Несмотря на то, что хатха-йогу нельзя рассматривать изолированно от дыхательных практик или расслабления, большую роль в ней играет выполнение асан. Асаны основаны на удержании статичных (неподвижных) поз, что идеально для начинающих практиков: это позволяет заниматься йогой даже неподготовленным людям и тем, кто страдает от хронических болезней.

Асаны укрепляют и развивают не только скелетно-мышечный корсет: правильное выполнение различных поз мягко массирует внутренние органы и стимулирует гормональные железы, устраняя застой крови и препятствуя накоплению токсинов. Поэтому один из наиболее очевидных результатов от регулярной практики хатха-йоги: комплексное укрепление здоровья.

Начало большого пути

Во всех авторитетных источниках ясно изложено, что хатха-йога – это первые четыре ступени восьмиступенчатой раджа-йоги. И если раджа-йога преследует как результат просветление, то хатха-йога подготавливает для этого тело и ум. Вот что входит в практику хатха-йоги как обязательные шаги:

  1. Яма – осознанный отказ от греховных действий (к ним относятся любые формы насилия, в том числе убийство животных ради употребления их в пищу, потакание плотским желаниям, воровство, ложь, алчность и т.д.).
  2. Нияма – соблюдение духовных принципов (чистота тела и мыслей, довольствование малым, усердие в изучении писаний), совершение добродетельных поступков, любовь и сострадание ко всему живому.
  3. Асана – статические позы, принимаемые йогом, с целью натренировать определенную часть тела и сконцентрировать ум на ощущениях от принятого положения. Боли во время их выполнения возникать не должно.
  4. Пранаяма – управление жизненной силой (праной) внутри себя благодаря комплексу особых дыхательных упражнений, какие подходят для начинающих описаны в этой статье. Фокусировка внимания на прорабатываемых точках может проходить на входе, на выдохе или же на задержке. Стоит предупредить, что к пранаяме допускаются далеко не сразу, ей предшествует тщательная подготовка.

После каждого комплекса для определенной группы мышц обязательно следуют асаны на расслабление всего тела и ума. Чем лучше вы расслабляетесь, тем больший эффект приносит практика в целом и тем стабильнее становится ваша нервная система.

Ориентиры для натха-йогина

  • Свадхьяя – изучение того, что такое правильная садхана, полученная от своего Гуру;
  • регулярная Ишвара-пуджана и джапа;
  • апариграха – не-присвоение себе результатов, а предложение их Божеству или Гуру – Ишварапранидхана;
  • Сантоша – довольство тем малым в материальном плане, что у тебя есть, и стремление к чему-то большему в спокойном состоянии сознания;
  • Брахмачарья – следование Богу, в ком нет различий между полами, кастами, социальными статусами.

Все эти правила, конечно, не стоит понимать слишком буквально, они друг друга дополняют. Даже если человек их неправильно понимает, он сможет правильно понять как ему практиковать если у него есть Гуру и настоящая парампарическая школа. Это понимание будет само приходить в процессе общения с Гуру.

В классических текстах говорится о самом основном, в чем должен совершенствоваться натх-йоги: из ямы – ахимса, из ниямы – правильное питание, из асан – сиддхасана, из пранаямы – кевала-кумбхака, из практик лайя-йоги – медитация на звук «нада», из мудр – кхечари.

Все практики между собой взаимосвязаны и ведут к реализации состояния полного духовного освобождения.

Кхечари, как и любая другая практика, будет иметь настоящие результаты только тогда, когда она практикуется в комплексе со всеми остальными аспектами, которым должен следовать и на которые должен ориентироваться садхака. А ориентироваться на них может только тот практикующий, для которого йога – не просто средство культивирования чего-то низменного и получеловеческого – полуживотного. Практика возможна только тогда, когда есть настоящий йогический настрой на нее, и это важно не только для кхечари или еще какой-то практики, это важно вообще для всех йогических методов. Без этого состояния в садхане любой метод, каким бы его секретным ни преподносили, не будет работать.