"Самопознание и развитие личности"

Внутреннее «Я» выражается разными факторами, проявлениями. Самосознание в психологии — сложный психический процесс, через который отражается внутренний мир человека. Каждый индивид по-разному думает о себе. При оценке собственных качеств, способностей человек познает свою индивидуальность.

План развернутого ответа на тему «Самопознание и развитие личности»

1. Понятие личности.

2. Что такое самопознание?

3. Элементы самопознания:

а) самосознание;

б) самооценка;

в) самоконтроль;

г) самопринятие.

4. Типы самопознания:

а) самонаблюдение;

б) самоанализ;

в) сравнение с другими;

г) моделирование личности.

5. «Я-концепция» как теория самого себя:

а) реальное Я;

б) идеальное Я;

в) зеркальное Я.

6. Структура «Я-концепции»:

а) Я;

б) сверх-Я;

в) оно.

7. Роль самопознания в жизни человека.

^ Труд­но­сти само­по­зна­ния

Но сколь важно само­по­зна­ние, столько же и трудно его дости­же­ние. Пре­пят­ствий этому вели­кое мно­же­ство /христ.: Соляр­ский. 1892,

Во-первых, само­лю­бие, по кото­рому чело­век обык­но­венно счи­тает себя гораздо лучше, умнее, доб­ро­де­тель­нее, чем есть на самом деле, скры­вая или умень­шая свои недо­статки и своим заслу­гам и пре­иму­ще­ствам при­да­вая более высо­кую зна­чи­мость. При этом у чело­века фор­ми­ру­ются так назы­ва­е­мая пси­хо­ло­ги­че­ская защита, кото­рая и служит под­дер­жи­ва­нию подоб­ной неадек­ват­ной само­оценки.

Во-вторых, при­вя­зан­ность к неко­то­рым своим сла­бо­стям и поро­кам, из-за кото­рой, не желая отка­заться от них, боимся загля­нуть в самих себя и спро­сить: таковы ли мы на самом деле, какими должны быть? А если и заме­чаем иногда какие сла­бо­сти, ста­ра­емся изви­нять их, оправ­ды­вать.

В‑третьих, лег­ко­мыс­лие и рас­се­ян­ность, по кото­рым люди слиш­ком много думают о вре­мен­ных своих заня­тиях, слиш­ком забо­тятся о земных благах, слиш­ком пре­даны жиз­нен­ным удо­воль­ствиям, живут с жела­нием непре­стан­ных раз­вле­че­ний, не помыш­ляя о самих себе. Этому, к сожа­ле­нию, спо­соб­ствует и совре­мен­ный образ жизни – осо­бенно в круп­ных горо­дах. На фор­ми­ро­ва­ние подоб­ного, потре­би­тель­ского, отно­ше­ния к жизни направ­лено и воз­дей­ствие средств мас­со­вой инфор­ма­ции: теле­ви­де­ния, прессы, радио и т. д.

В‑четвертых, нега­тив­ную роль могут сыг­рать удач­ные внеш­ние обсто­я­тель­ства, по кото­рым чело­век, бла­го­ден­ствуя, охотно думает о себе гораздо больше, считая себя умнее и лучше, чем есть на самом деле. Это довольно рас­про­стра­нен­ная ситу­а­ция и по отно­ше­нию к хри­сти­ан­ству: пока чело­веку неплохо, он мало заду­мы­ва­ется о рели­ги­оз­ных вопро­сах и далек от хри­сти­ан­ства, и, наобо­рот, когда у него появ­ля­ются серьез­ные про­блемы, тогда он вспо­ми­нает о суще­ство­ва­нии Бога.

В‑пятых, при­твор­ство и лесть наших ближ­них, кото­рые неправ­дой хотят сохра­нить наше к ним бла­го­рас­по­ло­же­ние. Это важ­ней­шая про­блема так назы­ва­е­мых малых рефе­рент­ных групп, к кото­рым можно отне­сти семью, класс (для школь­ни­ков), курс (для сту­ден­тов), рабо­чий кол­лек­тив (для взрос­лых). Если в этих груп­пах не будет дове­ри­тель­ного, чест­ного отно­ше­ния друг к другу, то у чело­века вообще не будет опыта подоб­ного обще­ния (и подоб­ного отно­ше­ния к нему самому). Чело­век полу­ча­ется как бы пси­хо­ло­ги­че­ски ущерб­ным, одно­бо­ким, что не может не ска­заться и на его внут­рен­нем мире.

В‑шестых, ска­зы­ва­ются пред­рас­судки и заблуж­де­ния обще­ства, по кото­рым о доб­ро­де­те­лях и поро­ках часто судят неспра­вед­ливо: иную доб­ро­де­тель лишают всякой цены, а иной порок чуть ли не счи­тают и поро­ком. Причем со вре­ме­нем эта «тер­пи­мость» обще­ства к поро­кам ста­но­вится все шире и глубже, так что, фак­ти­че­ски, обще­ство и госу­дар­ство уже не просто закры­вают глаза на неко­то­рые пороки, а активно их всем навя­зы­вают. Это есть про­блема боль­ших соци­аль­ных групп: клас­сов, наций, наро­дов (и свя­зан­ных с ними поли­ти­че­ских и госу­дар­ствен­ных струк­тур).

Читайте также:  10 простых практик духовного развития на каждый день

Самопознание и развитие личности

Самопознание и развитие личности

Обучая себя и своих детей вежливости и тактичности, мы занимаемся психопрофилактикой нанесения психических травм другим людям. Обучая вежливости и тактичности, мы прививаем себе и своим детям элементарные правила психогигиены. Можно добавить лозунги: «Психогигиена – залог здоровья семьи и нации!» и «Психопрофилактика дешевле психотерапии!».

Хорошо и легко говорить само собой разумеющиеся вещи, твердить банальные истины. Множество изданных книг и учебников типа «Как заработать миллиард», «Как похудеть за три часа», «Как изменить свою оставшуюся жизнь к лучшему за 6 шагов» и т.д. и т.п. также являются показательным явлением такого подхода. Читая эти книги, начинаешь понимать, что, в принципе, всего легко добиться в этой жизни, даже не сходя с собственного дивана. Но, по большей части, это получается лишь в наших фантазиях.

Все мы понимаем, что быть вежливыми очень приятно, а быть тактичными еще и полезно, как самому носителю этой черты характера, так и окружающим его людям. Быть взаимно вежливым легко, если первый проявил вежливость не ты сам, а другой. Вторым быть вежливым более легко, потому что «спасибо» на «спасибо», «спасибо» на «пожалуйста» легче произносить, чем «спасибо» на «подвинься» или «пожалуйста» на «куда прешь». Исходя из вышенаписанного, что вежливость не что иное, как психопрофилактика, мы сможем рассмотреть психолгию как самую перспективную науку прикладного характера в ближайшем будущем.

Психологическая тренировка людей станет в ближайшем будущем такой нормой, как и утренняя гимнастика. Правда, с такими же суррогатами замены, как электровибраторы для мышц и упражнения типа «за 2 недели – стальные мышцы и тонкая талия и крепкие нервы», не приводящие к положительным эффектам и приносящие чаще вред психике человека. Необходимость тренировки психики станет подтверждаться и принятием законов о взаимной вежливости, которые уже сейчас подразумевают снисхождение при состояниях аффекта, хотя это состояние очень сложно оценить при различных психотипах людей. Не говоря уж о возмещении морального вреда.

Не говоря уж о рекламе. Ее воздействие требует пристального внимания управленцев с привлечением психологов-экспертов. Скорее всего нам будет необходима специальная тренировка на реагирование на рекламу, хотя, в конечном счете, придется запретить размещение рекламы в средствах массовой информации и перенести ее полностью в рекламные издания. Меньше будет неврозов и психических заболеваний, включая алкоголизм, табакокурение, наркоманию и сексуальные расстройства. Постепенно в этом отношении рынок выравняется при создании равных условий для всех рекламодателей.

Психология, как уже говорилось выше, будет одной из важнейших дисциплин, помогающей адаптироваться и самореализоваться человеку в среде информационного общества без ущерба для своего психического здоровья и поэтому навсегда исчезнут болезни (а их процентов 90 из всех известных), спровоцированные расстройством нервной системы.

Читайте также:  Йога: домашний комплекс упражнений для начинающих

Подводя итог всему вышесказанному и возвращаясь к обсуждаемой теме самопознания – от простого психологического знания к сложным процессам психики, мне хочется отметить, что постоянное удерживание рамки психопрофилактики (как проявление внимания к другому человеку, и наоборот) и психогигиены (самопознания и самопринятия) позволит уже сейчас вести работу по распространению и развитию психологической грамотности населения, к чему и призываем всех психологов, работающих в образовании, медицине, управлении и других социальных областях.

Заключение.

Мы рассказали вам как понять себя, с чего начать при самопознание и развитие личности. Если вам не удается сделать это в домашних условиях, надо обратиться к психологу. Они используют специальные техники:

  • Индивидуальное консультирование, где вы раскрываетесь психологу, понимаете свои проблемы и находить пути их решения;
  • Групповая работа, при которой строятся связи, помогающие самопознанию

Для сампознания рекоменудем прочитать наши статьи:

  • Как узнать свои сильные стороны. Советы от психолога Кристины Кудрявцевой.
  • Как найти свое предназначение в жизни: советы от психолога Виктории Юшкевич.

Введение

Человеческое сознание является сложным феноменом; оно многомерно, многоаспектно. Многогранность сознания делает его объектом изучения множества наук, среди которых психология.

Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание психологов и философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания.

С точки зрения психологии, сознание выступает как особая форма отражения, регуляции и управления отношением людей к окружающей действительности, к самим себе и своим способам общения, которые возникают и развиваются на основе практически — преобразовательной деятельности. Оно не только отражает, но и творит мир. Сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и развивается только в совместной деятельности людей в процессе их труда и общения.

Для философии эта проблема важна потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления. Естественно, что подходы эти бывают разные, но все они, по существу, всегда имеют дело с единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой формы регуляции взаимодействия человека с действительностью.

Трудности самопознания

Но сколь важно самопознание, столько же и трудно его достижение. Препятствий этому великое множество /христ.: Солярский

1892,

Во-первых, самолюбие, по которому человек обыкновенно считает себя гораздо лучше, умнее, добродетельнее, чем есть на самом деле, скрывая или уменьшая свои недостатки и своим заслугам и преимуществам придавая более высокую значимость. При этом у человека формируются так называемая психологическая защита, которая и служит поддерживанию подобной неадекватной самооценки.

Во-вторых, привязанность к некоторым своим слабостям и порокам, из-за которой, не желая отказаться от них, боимся заглянуть в самих себя и спросить: таковы ли мы на самом деле, какими должны быть? А если и замечаем иногда какие слабости, стараемся извинять их, оправдывать.

В-третьих, легкомыслие и рассеянность, по которым люди слишком много думают о временных своих занятиях, слишком заботятся о земных благах, слишком преданы жизненным удовольствиям, живут с желанием непрестанных развлечений, не помышляя о самих себе. Этому, к сожалению, способствует и современный образ жизни – особенно в крупных городах. На формирование подобного, потребительского, отношения к жизни направлено и воздействие средств массовой информации: телевидения, прессы, радио и т. д.

В-четвертых, негативную роль могут сыграть удачные внешние обстоятельства, по которым человек, благоденствуя, охотно думает о себе гораздо больше, считая себя умнее и лучше, чем есть на самом деле. Это довольно распространенная ситуация и по отношению к христианству: пока человеку неплохо, он мало задумывается о религиозных вопросах и далек от христианства, и, наоборот, когда у него появляются серьезные проблемы, тогда он вспоминает о существовании Бога.

В-пятых, притворство и лесть наших ближних, которые неправдой хотят сохранить наше к ним благорасположение. Это важнейшая проблема так называемых малых референтных групп, к которым можно отнести семью, класс (для школьников), курс (для студентов), рабочий коллектив (для взрослых). Если в этих группах не будет доверительного, честного отношения друг к другу, то у человека вообще не будет опыта подобного общения (и подобного отношения к нему самому). Человек получается как бы психологически ущербным, однобоким, что не может не сказаться и на его внутреннем мире.

В-шестых, сказываются предрассудки и заблуждения общества, по которым о добродетелях и пороках часто судят несправедливо: иную добродетель лишают всякой цены, а иной порок чуть ли не считают и пороком. Причем со временем эта «терпимость» общества к порокам становится все шире и глубже, так что, фактически, общество и государство уже не просто закрывают глаза на некоторые пороки, а активно их всем навязывают. Это есть проблема больших социальных групп: классов, наций, народов (и связанных с ними политических и государственных структур).

Структура Я-концепции

Основной продукт самосознания — образы Я.  Основные:

  1. Я-фантастическое.
  2. Я-идеальное.
  3. Я-реальное.

Исследователи делят их на группы, разработанные Ш. Самуэлем.

Я-телесное

Каждый человек воспринимает свое тело по-разному. Чаще мысленное представление отличается от того, что индивид видит в зеркале. При формировании картины в мозгу задействуются сигналы, поступающие от отдельных участков тела.

Настоящее Я

Совокупность мнений о себе в настоящее время. Может не соответствовать реальности. Оно зависит от характера, наличия психических нарушений.

Я-динамическое

Представление о себе, но с проекции объекта, которым хочется стать. Зависит от социального статуса, успехов в прошлом, наличия умений, талантов. При этом динамическое Я может изменяться при появлении чувства зависти или жадности.

Структура Я-концепции

Я-фантастическое

Я-идеализированное

Комплекс представлений о том, кем хотелось бы видеть себя сейчас или в будущем. Зависит от ситуации в конкретный момент.

Я-представляемое

К нему относятся образы, которые личность выставляет на показ перед окружающими, чтобы скрыть недостатки, слабости. Я-представляемое отвечает за две функции — адаптацию, защиту.

Представляемое Я похоже на Я идеальное. Если они начинают сильно отличаться друг от друга, случается внутренний конфликт, который может привести к фрустрации.

Я-фальшивое

Его можно назвать самообманом личности. От фальшивого Я зависят патологические защитные механизмы личности.